"Трудова слава" № 46 (2453) від 16 листопада 2019 року

Опыт Висмута в снятии с эксплуатации урановых объектов предприятия

      Как ранее писала «ТС», делегация ГП «ВостГОК» побывала с научным визитом в Германии. Цель поездки – изучение опыта немецких коллег по снятию с эксплуатации урановых объектов. Эта тема очень актуальна для Украины. О полученном в Германии опыте «ТС» рассказал заместитель главного инженера ГП «ВостГОК» Борис Кривохин.

      – Борис Иванович, это ваш первый опыт сотрудничества со специалистами Висмута, и насколько результативной была поездка?

      – Поездка была однозначно полезной для нас. В принципе, опыт Висмута уже давно известен, мы изучали его из информационных источников. В минувшем году германские коллеги приезжали на Смолинскую шахту и многое нам рассказали. Это работники немецкого государственного предприятия, которое занимается рекультивацией земель, на территории которых советско-германским акционерным обществом «Висмут» велась добыча урановых руд в период 1947-1990 гг. Само предприятие закрылось в 1991 году. Часть мощностей вспомогательных подразделений, которые могли приносить доход, были выведены из состава «Висмута». Многие работники прошли переобучение на востребованные на тот момент профессии, остальным выдали денежную компенсацию. Потом была разработана государственная программа снятия с эксплуатации уранодобывающего предприятия, определены направления, сумма необходимых инвестиций. И вот уже тридцать лет они реализуют эту программу.

      – В чем состоит суть их работы?

      – На начальном этапе была остановлена добыча на всех шахтах и карьерах. Часть выработок, которые находились вблизи поверхности, заложили закладкой, остальные – затопили. Все стволы были ликвидированы – засыпаны породой и закрыты бетонными пробками. Остались только скважины, по которым ведется откачка шахтной воды и мониторинг подземных вод. На сегодняшний день на предприятии существуют семь объектов, бывшие промплощадки, на которых ведутся работы по реабилитации территорий или наблюдения за уже рекультивированными участками. На каждом из них есть участок очистки шахтных вод. Шахтную воду откачивают, очищают до определенных нормативных показателей и сбрасывают в гидросеть. Это непрерывный процесс, и продолжаться он будет до тех пор, пока показатели шахтной воды не достигнут значений, при которых их можно использовать для хозяйственных нужд. Речь идет не только об очистке шахтных вод. Предприятие занимается и рекультивацией карьеров, хвостохранилищ, площадок, где располагалось оборудование гидрометаллургических заводов. Здания и сооружения уже ликвидировали, продолжается работа по их захоронению. На месте одного из карьеров сейчас расположился ландшафтный холм со смотровой площадкой, вроде музея под открытым небом. На месте другого карьера – поле для игры в гольф. Таким было решение общины, на территории которой располагались производственные мощности Висмута. На некоторых площадках бывших шахтных рудников стоят солнечные батареи, ветряки. В нынешнем году специалисты Висмута разработали еще одну программу, и к 1950 году планируют завершить все работы.

       - Процесс довольно длительный.

      – Да, они планомерно выполняют работы. Сейчас, например, занимаются рекультивацией хвостохранилища Кульмитц с применением современных технологий и материалов, т.к. процесс осушения занимает довольно длительный промежуток времени.

      – Нашей стране эта работа только предстоит. Каковы ее масштабы?

      – В Украине есть как действующие, так и отработавшие урановые объекты, например ПХЗ. Государство должно держать на контроле эту тему, которая напрямую связана с экологической безопасностью. И первый шаг в этом направлении уже сделан – разрабатывается Концепция Государственной целевой экологической программы снятия с эксплуатации урановых объектов. В этой работе активное участие принимает ГП «УкрНИПИИпромтехнологии».

      – У нас такие же шахты, как и в Германии?

      – Практически да. Ведь Висмут было советско-германским предприятием. Есть, конечно, свои нюансы, как, например, количество объектов. СГАО «Висмут» занимало очень большую территорию, в десятки раз превышающую масштабы наших шахт. В районе Рудных гор, работало порядка 60 шахт, но все они различной глубины от 60 до 1000 м. Это рудный район, где разработки месторождения начинались еще в 18 веке. Вначале разрабатывали месторождения висмута, олова, а в конце 40-х годов 20 столетия были разведаны запасы урана и началась его добыча.

      – Что лично вас заинтересовало, что нового открыли для себя, чего раньше не находили в бумажных документах немецких коллег?

       – В бумагах как раз не были представлены объемы их работы. Впечатлили масштабы проделанной работы. Интересна технология ликвидации шахтных стволов. Было принято решение закладывать не все выработки. Выполнены большие объемы горных работ по созданию концентрационных горизонтов, чтобы собирать там всю шахтную воду, а остальные – затоплены. Следующим шагом стало создание сети наблюдательных скважин, которые позволяют вести непрерывный мониторинг. Специалистами по IT-технологиям и геологической службой Висмута разработана информационная система, где по каждой скважине собираются все данные, анализируются и по мере необходимости корректируются компоненты для очистки шахтных вод. На сегодняшний день по всему Висмуту работает 4500 пунктов контроля воды, 450 пунктов контроля воздуха, 30 тыс. пунктов отбора проб воды и 10 станций измерения климата. Поражает не только объем проделанной немцами работы, но и их подход к реализации планов. Они всегда выполняют намеченное. Составляется программа на год, выделяется финансирование и ведутся работы. За минувшие 30 лет они истратили на данное направление 6,4 миллиарда евро. В бюджете на 2019 год на эти работы заложено 140 млн евро, и финансирование осуществляется без задержек. Висмут находится полностью на содержании государства, предприятие не приносит доход.

      – Как планируете внедрять в жизнь идеи, которые возникли после поездки?

      – Мы вооружились их опытом. Теперь надо все обобщить и заложить в проект, чтобы избежать возможных ошибок.

      – Планируете ли продолжать это сотрудничество?

    – Есть такое желание. Идут переговоры между руководителями двух предприятий о дальнейшем сотрудничестве. В принципе, специалисты Висмута открыты для общения, на любой вопрос готовы дать исчерпывающие ответы. Они делятся своим опытом со всеми странами мира. После нашей поездки там, в Германии, состоялась международная конференция, на которой побывали и специалисты нашего предприятия – А.Н.Карапузиков, А.А.Главацкий, Л.В.Мартынова.

      – Кроме финансовой стороны, с какими трудностями может столкнуться Украина в вопросах снятия с эксплуатации урановых объектов? Или трудностей быть не должно?

      – На сегодняшний день на Украине отсутствует нормативно-правовая база по снятию с эксплуатации урановых объектов. Поэтому необходимо принятие ряда законодательных актов. Если будет четко спланирована работа и обеспечено стабильное финансирование, то особых трудностей быть не должно.

       Беседовала Татьяна Корсуновская, фото из личного архива Б.Кривохина

 

Дружный коллектив железнодорожников

       В начале ноября свой профессиональный праздник отмечали железнодорожники. С апреля 1975 года стабильно работает ЖДЦ Смолинской шахты, коллектив которого славится трудолюбием, ответственностью и стабильностью.

      «Текучести кадров практически нет, - рассказывает Александр Артемьев, который возглавляет цех с 1996 года. - Люди приходят к нам на работу и отсюда уходят на пенсию. У многих – всего одна запись в трудовой книжке. Коллектив уверенно справляется с поставленными задачами».

      ЖДЦ Смолинской шахты доставляет «вертушки» с урановой рудой до станции Капустино. Длина пути – 26 километров. Железнодорожники занимаются не только грузоперевозками, а и проводят планово-предупредительные ремонты локомотивов, ремонтируют технику и оборудование, поддерживают в порядке железнодорожные ветки. Практически все работники владеют смежными профессиями, что подтверждается документами. Создалось много трудовых династий. ЖДЦ сыграл важнейшую роль на этапе строительства шахты и молодого поселка горняков, когда требовалось перевозить колоссальный объем материалов и производственного оборудования.

      Почти десять лет трудового пути посвятил работе в железнодорожном цехе Виктор Юрченко. Вот как вспоминает он свой первый рабочий день: «Шел 1976 год. Претендентов на трудоустройство принимали в здании старого управления (напротив церкви). Прием на работу занимал 1 день. На втором этаже соискатели подавали заявления, потом спускались на первый, чтобы пройти медосмотр. Внизу был организован то ли медпункт, то ли небольшая поликлиника, где вели прием специалисты. Они давали заключение: «годен» либо «не годен». И тут же оформлялся приказ. Так получилось, что с утра я приехал, а уже в ночь вышел на работу помощником машиниста. Спасибо начальнику цеха Виктору Васильевичу Рыбчаку, который согласился меня принять, несмотря на сомнения кадровика. Того смущало, что я за год поменял три места работы. Но объяснение этому было простое – искал работу, где будет перспектива получения жилья… Работа в ЖДЦ особо привлекала молодых специалистов-железнодорожников со всей округи, потому что строительство жилья в поселке шло активными темпами, молодые семьи через полтора-два года работы получали новые квартиры.

      В 1976 году велось активное строительство и самого цеха. Поначалу в балке стоял вагончик, в котором сидел диспетчер. Не было ни света, ни связи, ни того здания, которое есть сейчас. В то время цех только комплектовался. Пришли два тепловоза, приняли пару человек машинистов».

      Энергичный Виктор Юрченко инициировал создание комсомольско-молодежной смены, которая славилась своей четкой работой и взаимовыручкой. Работать в ней было престижно, многие железнодорожники стремились попасть в этот слаженный коллектив. Там не было дележки на «мое» и «твое». Дружно устремлялись на помощь коллеге, если ему предстояло выполнить срочное задание. «Трудились и получали удовольствие от работы», - вспоминает В.Юрченко. Так работают смолинские железнодорожники и сегодня.

      Елена Кубарева

Розділ: