Неравнодушные, энергичные и смекалистые
Мельничное отделение гидрометаллургического завода ГП «ВостГОК» впечатляет мощностью оборудования, с помощью которого происходит процесс измельчения урановой руды и ее подготовки к дальнейшей переработке.
Чтобы это звено в производственной цепочке работало надежно, важно поддерживать технологическое оборудование в исправном состоянии и своевременно выполнять его ремонт. Эти ответственные задачи возложены на слесарей-ремонтников и электрогазосварщиков. В бригаде по ремонту оборудования рудоподготовки трудятся настоящие профессионалы – люди неравнодушные, энергичные и смекалистые (ведь в условиях дефицита запчастей зачастую приходится находить нестандартные решения).
Опытные профессионалы с большим стажем работы охотно делятся знаниями с молодежью, которая пополнила коллектив бригады.
На фото Татьяны Корсуновской слева направо: Радченко В.А., Мартыненко В.С., Беляков А.С., Дудник М.В., Супрун А.П., Булыга Ю.Ю., Иванцов Д.А., Вербивский В.В., Крутя А.В., Ляхов О.Н., Кулик А.А., Теренюк В.В.
70 років історії ДП «СхідГЗК»: от кийка и лопаты до бурового станка
70 лет назад 24 июля 1951 года Советом Министров СССР было принято Постановление о создании комбината №9. Этому событию предшествовала практически полувековая история отработки железорудных месторождений. Именно промышленная эксплуатация этих рудников и дала возможность в короткие сроки разведать урановые залежи и приступить к их разработке.
История создания Восточного горно-обогатительного комбината уходит своими корнями в 19-й век, в тот период времени, когда в бассейне реки Желтая были обнаружены выходы богатых железных руд. На их наличие указал составитель первой геологической карты Криворожского бассейна горный инженер Канткевич в «Горном журнале» №3 за 1880 год. Красный железняк с содержанием железа от 58 до 68% залегал здесь близко от поверхности земли.
Как сказано в книге-справочнике «Екатерининская железная дорога» за 1903 год, в разделе «Весело-Ивановский рудник», «в 1895 году рудопромышленник Львов совместно с инженером путей сообщения Боруцким арендовал у крестьян Веселоивановки 870 десятин земли сроком на 24 года для разведки и добычи руды с оплатой по полкопейки от пуда с гарантией ежегодной уплаты не менее двух тысяч рублей и начал строительство открытого рудника «Львовский карьер» на основной залежи».
Именно 1895 год и считается годом образования города Желтые Воды. Тогда с началом разработки железной руды рядом с Весело-Ивановским, Краснокутским и Коломойцевским карьерами и возник поселок Желтая Река.
Работа на рудниках была каторжная. Все работы выполнялись вручную. Лопата, молот, кайло, тачка, вагонетки – вот вся техника тех, лет. Рабочие проживали в ужасающих условиях - в землянках и бараках, представляющих собой четырехугольные ямы, глубиной 2-2,5 аршина, с деревянным сводом и засыпанными сверху землей, больше похожие на могилы, чем на человеческое жилье.
Промышленная эксплуатация рудника
В значительных объемах она была начата 6 мая 1901 года после окончания строительства железнодорожной ветки от поселка Желтая Река до станции Желтые Воды (длиной 9,86 версты) на средства франко-бельгийского горнопромышленного общества «Желтая Река» с основным капиталом в 6 млн. франков.
Кроме Весело-Ивановского, было еще четыре карьера с небольшими запасами и объемами добычи: Криворожского общества, «Рындик и Ко», Брянского общества, «Копылова и Калоти», просуществовавших недолго.
В начале 20-го века добыча железной руды на руднике была доведена до 24 млн. пудов, что составляло 4,4% от всей добычи в России.
Количество работающих на карьерах не было постоянным. Так, вначале насчитывалось около 1000 работников, в 1901 году - только 90, а в 1904 году - более тысячи. В основном это были сезонники, выходцы из Екатеринославской, Черниговской, Киевской, Орловской Курской, Могилевской губерний и окрестных сел - Желтого, Зеленого, Боголюбовки, Петрово.
Несмотря на примитивную технологию добычи руды того времени, предприятие было прибыльным, так как богатая руда залегала неглубоко. Работали по 12-14 часов за нищенскую зарплату: за вагонетку выданной «на гора» руды артель получала 20 копеек. При самих благоприятных условиях рабочие зарабатывали в день около одного рубля и это уже считалось хорошим заработком. За свой счет артельщики приобретали инвентарь и взрывчатку. Рабочие часто получали тяжелые увечья, а лечиться было негде. Штрафовали за любую мелочь. На карьерах работали и подростки. Они были коногонами, водоносами, подсобными рабочими.
Рудник «Желтая Река»
В 1924 году все карьеры были объединены в одно предприятие – рудник «Желтая Река». В соответствии с перспективным планом развития рудника в Определяющим стал 1928 год – страна взяла курс на индустриализацию — развитие—тяжелой промышленности и транспорта. Это напрямую коснулось и рудника «Желтая Река». Проектная контора Южного треста разработала план реконструкции предприятия. В течении трех лет были построены мехмастерская, паровозное депо, высоковольтная линия, две электроподстанции, компрессорная установка. Не снижая темпов работы действующих копален, в 1929 году был заложен ствол и начато строительство шахты «Капитальная», которая уже в 1934 году выдала первую тонну железной руды. По мощности добычи железной руды она была одной из лучших в Советском Союзе. Все ее оборудование было поставлено германской фирмой «Вельман». Шахта одной из первых в бассейне получила электровозы, машинистами которых были в основном девушки. Бурильные машины и съемные коронки, армированные твердыми металлами, позволили намного увеличить производительность труда.
В 1931 году был создан трест «Руда», объединивший 11действуюптих рудоуправлений Криворожья. Желтореченское получило название – «Рудоуправление им. Шварца». Предприятие интенсивно развиваться и сразу ощутилась нехватка квалифицированных кадров. Была организована работа ШУМП - Школа ученичества массовых профессий, которая готовила проходчиков, бурильщиков, крепильщиков, машинистов электровозов, слесарей, электриков и посещала ее в основном молодежь. Расширились возможности трудоустройства женщин.
Мирный труд прервала война
В августе 1941 года Желтая Река была оккупирована немецкими войсками. Незадолго до этого, зная о приближении фронта, администрация рудника организовала эвакуацию рудничного имущества и населения поселка. В период оккупации патриоты поселка Желтая Река затопили шахту «Капитальная». После войны, благодаря энтузиазму рабочих и помощи государства она в короткий срок была введена в эксплуатацию, восстановлены станция Желтая Река и железнодорожная ветка к станции Желтые Воды. Уже в 1944 году рудоуправление отправило на металлургические заводы страны 173,3 тыс. тонн железной руды.
Добыча руды в 1950 году возросла до 586,6 тыс. тонн, что составило 88% от уровня 1940 года.
В 1945 году на шахте 4-бис Первомайского железорудного месторождения была установлена высокая активность. В том же году были впервые обнаружены признаки оруденения урановых руд на Первомайском и Желтореченском месторождениях. С этого момента ведет отсчет история создания и становления уранодобывающего предприятия, имя которому ВостГОК.
По материалам исторических документов. На фото – владельцы рудника. Начало ХХ века.
От редакции. Многие ветераны и работники предприятия уже откликнулись на призыв редакции «ТС» и активно передают нам материалы об истории развития ГП «ВостГОК». Призываем всех читателей присоединяться к этому творческому движению. На страницах газеты вы можете рассказать о своих коллективах, коллегах, вспомнить интересные факты и истории, а также проиллюстрировать воспоминания редкими фото, которые, возможно, хранятся только в ваших семейных альбомах. Все вместе мы сохраним историю нашего замечательного предприятия.