Желтоводский «Айронмен»
В середине июля в Австрии прошел один из самых популярных в Европе этапов Кубка мира серии «Айронмен», в котором принял участие желтоводец Владимир Николаев, директор Физкультурно-оздоровительного центра ГП «ВостГОК». Участникам в течение одного дня предстояло преодолеть дистанции: 3,8км – плавание, 180км – велогонка, 42км 195м – бег. Наш земляк финишировал с новым рекордом Украины среди спортсменов-любителей – 9 часов 30 минут 50 секунд.
Так зародился новый вид спорта
Одно из самых длительных и сложных спортивных испытаний в современном спорте, носящее официальный статус – это соревнования «Айронмен». Существует вполне реальная история о том, как члены одного американского спортивного клуба долго дискутировали: какие атлеты более физически выносливые: пловцы, велосипедисты или бегуны? Предложили разрешить спор прямо на трассе гонки, объединив в одно три уже существующих соревнования на длинные дистанции: плавание – 3,8км, велосипед – 180км, бег 42км 195м (и все это в течение одного дня!). А тем, кто сумеет финишировать в этом изнурительном состязании, присваивать звание «Айронмен» - «железный человек». Случилось это на Гавайях, в 1978 году. Вот так началась история нового вида спорта – триатлона, который в настоящее время стал популярным, а испытать в нем свои силы считают за честь не только спортсмены, но и политики, бизнесмены, звезды кино. Для многих он стал не столько видом спорта, сколько образом жизни, проверкой человеческих возможностей.
Сегодня проводится множество соревнований по триатлону на различных дистанциях - чемпионаты и кубки мира, Европы, Олимпийские игры, различные турниры. Но самой престижной остается «железная дистанция». В нашей стране триатлон начал развиваться в конце 80-х годов прошлого столетия, и Желтые Воды – один из пяти городов Украины, где начинал культивироваться этот вид спорта. 2 июля 1988г. в районе базы отдыха ГМЗ «Чайка» были проведены первые соревнования, а вскоре Сергей Яценко организовал секцию. В Желтых Водах был проведен первый официальный чемпионат Украины, первый украинский чемпион мира по триатлону тоже наш земляк – Андрей Глущенко. Призерами мировых и европейских турниров становились Р.Дмитриев, И.Цыганок, А.Яценко, Всеукраинских – Р.Шарун, О.Клименко, В.Дядченко.
Мечта юности не давала покоя
Одним из первых в секцию триатлона при СК «Юбилейный» пришел тогда юный Володя Николаев. Научился хорошо плавать, бегать, крутить педали, пришли первые победы, а вскоре выполнил и норматив мастера спорта. Была мечта у молодого спортсмена – хотя бы раз в жизни покорить железную дистанцию «Айронмена». Но подошли «бурные девяностые»: финансирование спорта - нулевое, бассейн закрыт, тренер Яценко покидает город. О триатлоне и заветной мечте пришлось на время забыть, но спорт по-прежнему оставался любимым увлечением Владимира. Побеждает на спартакиадах Атомпрофсоюза по плаванию, становится чемпионом спартакиады трудящих Украины по легкой атлетике, неоднократным чемпионом Украины по плаванию и триатлону среди любителей.
Несколько лет назад В.Николаев перешел на спортивную работу – вначале возглавлял городской спорткомитет, а сейчас Физкультурно-оздоровительный центр комбината. Вместе с единомышленниками начинал возрождать забытые виды спорта – плавание, велосипед, триатлон, и сейчас в Украине снова заговорили о триатлонистах Желтых Вод.
Наконец-то в этом году Владимир решает воплотить в жизнь и мечту своей юности: принять участие в одном из европейских турниров «Айронмен». На Украине, из-за организационных трудностей, такие турниры пока не проводятся. Поэтому пришлось «искать» старт за границей: выбор пал на австрийский Клагенфурт. И еще, до этого года, всего девять украинцев (шестеро из них – профессионалы) покорили эту уникальную дистанцию и были удостоены звания «Железный человек». Полгода уходят на подготовку к старту. Ежедневные, в любую погоду, изнуряющие кроссы, утром и вечером – бассейн, велопробеги – двадцать-двадцать пять часов тренировок в неделю.
…И вот самолетом путь на Австрию. Здесь в середине июля проводился этап Кубка мира серии «Айронмен», победители которого получали путевки на финал чемпионата мира, на Гаваи.
«Железная дистанция»
Владимиру Николаеву: «Клагенфурт – столица провинции Каринтия, очаровательный городишко на берегу южной жемчужины Австрии - альпийского озера Вёртерзе. Старинные особняки, торговые лавки, множество фонтанов, один из них Линдвурмс – символ города. На знакомство с достопримечательностями, трассой и городом – всего один день. Завтра старт – уверен, все будет нормально.
7 часов утра. Живописное озеро, температура воды – плюс 20. Более трех тысяч участников, среди которых много знаменитостей, известных спортсменов, замерли в ожидании. Рядом со мной на стартовом плотике один из них - чемпион Олимпийских игр по биатлону, австриец Кристоф Зуманн, решивший испытать свои силы в новом для себя виде спорта. Обмениваемся рукопожатиями.
Стартуем. От большого количества участников в первые минуты вода вокруг бурлит. Небольшие проблемы возникли на последнем километре, когда все участники плотной группой плыли в узковатом канале. Тут было главное – не получить «пяткой в лоб». На финише даже не устал, преодолев 3,8 км за 51 минуту. Все идет по плану.
Из воды «вылез» довольно свежим, одним из первых в своей возрастной группе, а в транзитной зоне даже обогнал нескольких соперников и добежал до своего велосипеда. Второй этап – велогонка 180км. Планирую преодолеть его за пять часов.
Велотрасса (два круга по 90км) оказалась слегка холмистой, она была проложена вокруг озера, идеальный асфальт, повороты помечены красной краской и знаками. Всю дистанцию подкреплялся прихваченными из дома энергетическими гелями, запивая их изотониками на пунктах питания, которые были расположены через каждые двадцать километров. Сделал одну непредвиденную остановку: судьи усмотрели у меня какое-то незначительное нарушение – желтая карточка. Но она пошла даже на пользу – небольшой отдых. А так гонка прошла нормально. К концу этапа, естественно, устал, слегка болели боковые мышцы бедра, но самочувствие было нормальное, и запланированное выполнил – 5 час. 01 мин., еще и с остатком свежести.
Теперь впереди бег – 42км 195м – классический легкоатлетический марафон, дистанция, которую я в жизни еще ни разу не преодолевал. Бег - самый «честный» вид триатлона. Почему? Ответ прост. Если не выполнил первый разряд в плавании в детстве, то уже в зрелом возрасте не научишься плыть достойно. Если не накопил денег на «крутой» байк, то заведомо проиграешь на дистанции соперникам десяток минут. На марафоне все это можно сполна отыграть, используя свой фундамент, заложенный сотнями изнурительных кроссов. Как ни крути, но решающим в айронмене является, все же, бег.
Дистанция – те же два круга, но теперь по двадцать одному километру с небольшим, с забеганием в город. Сплошной коридор зрителей: более ста тысяч людей расположились вдоль трассы - фанатичная поддержка любого бегуна. Многие спортсмены приехали с семьями и друзьями, зачастую одетыми в одинаковые футболки, по всей трассе диджеи, колонки, бравурная музыка.
Стартовые километры даются легко. Планировал с тренером темп - пять минут на километр, а преодолеваю за четыре тридцать, и решаю ускориться. Это и сыграло со мной злую шутку. Через время начинает активно выделяться молочная кислота, которую не способен переработать организм, начинается обезвоживание. Где-то после двадцатого километра возникают первые серьезные проблемы: чувствую дикую усталость, слабость, темп падает, ноги наливаются свинцом. Жадно высматриваю пункты питания, расположенные на трассе через каждые четыре километра. Казалось, усталость переборол.
Все снова повторяется на 35 километре. Добавляются еще и судороги. Но мысль сойти с дистанции отбрасываю, позади слишком длинный путь, и сдаваться, когда осталось пробежать каких-то километров семь, просто нелепо.
Через три километра снова проблемы. Дважды останавливаюсь. Несколько сот метров просто прохожу шагом. Пришлось даже прибегнуть к помощи зрителей. Молодая парочка предложила мне спасительный пакетик обыкновенной пищевой соли, который и помог погасить судорогу. Добегал дистанцию «на зубах».
Но на удивление на последних 2-3 километрах бежать стало легче, даже ускорился, или мне так тогда показалось. Вбежал на финишную дорожку под одобряющие возгласы зрителей. Хватило даже сил вскинуть руки и что-то прокричать. Порадовался итоговому результату и цели, которую покорил, я – «Айронмен»!».
Невозможное возможно!
09 час. 30 мин. 50 сек. Именно такое время «застыло» на хронометре после финиша Владимира Николаева. В итоге, общее 148-е место, среди более трех тысяч участников и 31-е в своей возрастной группе 35-39 лет – совсем не плохо для дебюта. И теперь это новый рекорд Украины в классическом триатлоне для спортсменов-любителей. Владимир Николаев стал десятым украинцем - обладателем титула «Айронмен» - железный человек. Да, и не уступил на финише олимпийскому биатлонному чемпиону – мелочи, но приятно.
После всего этого у читателей может возникнуть вопрос, а для чего, собственно, нужно было так напрягаться, преодолевать такие огромные расстояния?
Отвечу за спортсмена слегка упрощенным девизом Гавайского триатлона: «Невозможное возможно! Именно это хотелось доказать себе на дистанции».
Наш корр.
Кем же быть?
Подземный машинист электровоза - особенности профессии
«ТС» продолжает знакомить читателей с различными профессиями. В предпраздничном номере речь, конечно же, пойдет о горняцкой специальности – подземный машинист электровоза.
К своей нынешней профессии Дмитрий МОРГУНОВ подходил постепенно. Вначале трудился на шахте доставщиком: доставлял под землю различные материалы: отсев, щебенку, доски, рельсы, шпалы, оборудование. Потом сменил профессию - стал люковым и какое-то время работал на погрузке руды в вагонетки. В течение последних 10 лет он подземный машинист электровоза, который доставляет все те же вагонетки к стволу шахты. По специальности Дмитрий программист-оператор. Ее получил в Кировоградском кибернетико-техническом колледже. Однако по профилю работы не нашел, и когда после рождения ребенка вся ответственность за благосостояние семьи легла на его плечи, легкого хлеба не искал, стал горняком.
Особенностью профессии машиниста является ее мужской характер. Эта работа требует таких качеств, как сила и выносливость. Поэтому женщин среди подземных машинистов электровоза вы не найдете. Труд в подземке многим кажется чем-то загадочным, однако, романтики здесь не много.
«Работа очень ответственная, - рассказывает Дмитрий, – суть ее состоит в доставке горной массы в вагонетках к стволу шахты, а также различных материалов на подземные участки. Главное в нашей работе – четкое следование всем инструкциям». В течение рабочего дня машинист максимально сосредоточен. Одной рукой он регулирует скорость электровоза, другой, с помощью механического привода, управляет пантографом (токоприемником с подъемным механизмом). В тех местах, где заканчивается троллейный провод, пантограф надо вовремя опустить, иначе он выйдет из строя. Со временем такие нюансы машинист знает наизусть и делает все автоматически. Концентрация внимания во время движения очень высокая, зазеваешься - можешь «положить вагоны» (они сойдут с рельсового пути), или, еще хуже, травмировать горняков, которые передвигаются в предельной близости к рельсовому полотну. Поставить на рельсы сошедшую вагонетку не так-то просто. Прежде всего, потому, что весит она около 5 тонн. Производится эта процедура с помощью тридцатикилограммового самостава. Он ставится под колеса вагонетки, по которому та выезжает на рельсы. Если не получается, то используется домкрат.
Подземный машинист находится один в электровозе, так оборудована эта машина. Поэтому при нештатных ситуациях ему, в первую очередь, приходится рассчитывать на себя. Если проблема сложная, за помощью приходится обращаться к горнорабочему. Дмитрий Моргунов работает на горизонте 640м, вместе с ним в цепочке трудятся еще два подземных машиниста электровоза. Все вместе они работают на общий результат. «Безалаберные работники у нас не держатся, - говорит горняк, - поскольку простой одного состава задерживает движение следующего, в итоге страдают плановые показатели».
Сложной свою профессию Дмитрий не считает. Он потомственный горняк и со всеми тонкостями профессии был знаком с детства. Его отец, Виктор Николаевич Моргунов, полный кавалер знака «Шахтерская слава», работал бригадиром машинистов электровоза. Однако тем, кто хочет попробовать себя в этой роли, необходимо понимать, что работа машиниста очень напряженная и ответственная.
Сфера деятельности. Уже из названия профессии понятно, что ее представители работают под землей. Прежде всего, востребована она на предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых с помощью системы подземных горных выработок. Схожие условия труда и у машиниста электровоза поезда метро. Однако здесь есть своя специфика, хотя, основные знания и навыки такие же. Если шахтные машинисты, как правило, связаны с грузовыми перевозками, то машинист электровоза поезда метро работает в осложненных условиях по перевозке пассажиров.
Как стать машинистом? Профессию машиниста любого профиля получают в средних специальных заведениях. Что же касается подземного машиниста электровоза, то обучиться этой специальности можно по месту работы (на ГП «ВостГОК» специализированные курсы организовывает отдел подготовки кадров). После месячной стажировки можно приступать к работе. По словам Дмитрия Моргунова, знания, которые дал ему колледж, также пригодились в работе. Поскольку, работая с любым видом тяжелой техники, нужно досконально разбираться в принципах ее устройства. Машинист должен уметь не только управлять электровозом, но и проводить необходимые мелкие слесарные работы.
Наш герой работает на электровозе К-10. У него 5 разряд максимальный для данного вида техники. Если электровоз мощнее, то и разряд, соответственно, выше.
Качества, которыми должны обладать те, кто хочет работать подземным машинистом электровоза: ответственность, внимательность, быстрота реакции, уверенность в себе. Также важно иметь острый слух и хорошее зрение, уравновешенный характер, самообладание. И, конечно же, отличную физическую форму.
Несмотря на все трудности профессии, Дмитрию Моргунову она нравится. Управление любым мощным механизмом дает мужчине ощущение собственной значимости, а стабильная работа – чувство уверенности. Ведь у горняка, невзирая на молодой возраст, уже трое детей: старший перешел в 8 класс, младшие двойняшки – в третий. Он счастливый отец, потому что дети – главное богатство в его жизни.
Подготовила Татьяна Корсуновская, фото Виктора Юрченко.
Алеся Коршикова: "На работу всегда иду с удовольствием!"
Поверхностный сигналист - одна из немногих женских профессий на шахте. Ее успешно освоила Алеся Коршикова.
По образованию она инженер-эколог. Но работы по специальности после окончания вуза не нашлось. Поэтому 8 лет назад Алеся окончила курсы поверхностных сигналистов на Смолинской шахте и приступила к работе.
Ее рабочее место - небольшая комната, в которой расположен пульт. Суетливым и невнимательным людям здесь не место: надо четко, оперативно и правильно самой подавать сигналы плюс своевременно реагировать на сигналы, поступающие из шахты. В момент нашего разговора с А.Коршиковой раздались звуки, напоминающие то ли звонок, то ли колокольчик. "Мы связаны с подземным сигналистом, - пояснила Алеся. - Существует специальная таблица сигналов, по которым становится понятно, на какой горизонт отправляется клеть. А я, в свою очередь, подтверждаю этот сигнал. Наш участок осуществляет спуск-подъем людей, выдачу горной массы. На работу всегда иду с удовольствием, здесь очень интересно. У нас отличный коллектив, преимущественно мужской. Мой муж тоже работает на Смолинской шахте. Ребята у нас замечательные - доброжелательные, вежливые. Дружим семьями, вместе выезжаем отдыхать на природу. Поздравляю всех коллег с профессиональным праздником. Желаю, чтобы у каждого горняка было крепкое здоровье! Это самое главное".
Подготовила Елена Кубарева,
фото Виктора Юрченко.
Профсоюз действует
Профсоюз должен доказывать свою нужность не словами, а делами, - уверены руководители проекта «Трудовая школа», цель которой- изменить место профсоюзов в социально-экономической жизни страны.
По словам председателя профкома Новоконстантиновской шахты Александра Зоввы, в последние месяцы профсоюз подтвердил и укрепил свои позиции. Правда, большинство работников подразделения обращаются в профком с каким-то горем. Так было и в двух последних случаях, когда люди пришли в профком за помощью для проведения дорогостоящего лечения.
«В их глазах я видел безнадежность, - рассказывает А.Зовва. - В профком они обратились, как в последнюю инстанцию. Одному работнику необходимо было собрать 48 тыс.грн., другому – около 20 тысяч. Когда стало понятно, что вопрос решается, в их глазах появился огонек надежды. Хоть у нас медицина бесплатная, благотворительный взнос для проведения лечения под силу не всем. Так вот, большая часть этого взноса была оплачена средствами, собранными по ведомостям работниками шахты, а затраты по приобретению имплантанта легли на плечи профкома. Один из обратившихся успешно прооперирован, скоро будет дома.
Работники шахты знают, что всегда могут озвучить проблемные вопросы к администрации или профкому подразделения. По возможности стараемся идти им навстречу. За время моей работы профлидером нерешенных вопросов не было, и я благодарен директору шахты В.А.Косаренко за понимание».
По мнению А.Зоввы, все проблемы решаются, главное, кто-то должен их озвучивать, а кому-то нужно действовать. Для примера он привел случай корректировки маршрута автобуса, который доставляет шахтеров из Малой Виски к месту работы. Ранее конечная остановка находилась в пяти километрах ходьбы от дома некоторых работников. Теперь этот путь сократился в два раза. И проблема была решена.
«Все люди разные: один скажет о проблеме, другой промолчит, - говорит Александр Александрович, - вот тут-то профлидер и должен проявлять свою активность, не стесняться, ходить по участкам, интересоваться, что волнует работников, и максимально помогать им в решении актуальных вопросов».
Татьяна Корсуновская, фото из архива комбината.