"Трудова слава" №50 (2457) від 14 грудня 2019 року

Нас переполнял энтузиазм, а о подвиге никто и не думал

      В коллективе ДХЗ ВостГОКа трудятся три участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – Виктор Антонович Тимченко, Александр Иванович Осипов и Леонид Антонович Петрук. Все они работники автотранспортного хозяйства этого подразделения. Все трое были в командировке весной-летом 1986 года, и это не совпадение.

      Дело в том, что нынешний Днепродзержинский химзавод – лишь частичка когда-то промышленного гиганта – Приднепровского химзавода, который, как и ЧАЭС, был в подчинении Министерства среднего машиностроения. Поэтому многие работники ПХЗ были привлечены к ликвидации последствий техногенной катастрофы. Особенно много среди них было строителей и автомобилистов.

      Как вспоминает Виктор Тимченко, в те времена на ПХЗ был большой гараж – 600 единиц транспорта и 1200 работников. Практически каждый шестой работник автохозяйства побывал в командировке в Чернобыле в первые месяцы после катастрофы. Туда же были направлены десятки единиц техники предприятия для перевозки людей, продуктов питания, материалов и механизмов.

       Одним из первых в мае 1986 года  в Чернобыль поехал Виктор Антонович Тимченко. Перед ним поставили задачу: доставлять в зону ликвидации последствий аварии все необходимое для обустройства быта ликвидаторов. «Возил продукты питания, воду, холодильники, столы, посуду, – вспоминает Виктор Антонович. – Тогда никто ничего не знал. Сказали: «Вперед, ребята, надо ехать!» Загрузился и поехал. В каждой из таких поездок на территории ЧАЭС находился от трех дней до недели. Стояли, ждали, пока груз примут. Со станции забирали то, что нужно было починить, потом отвозили обратно. Помню, как-то привезли лифты, а принимать их некому. Пока разбирались, что к чему, мы с этим грузом неделю в лесу простояли». В течение лета 86-го Виктор Тимченко сделал 28 рейсов по маршруту Днепродзержинск – Чернобыль и обратно.

      Александра Ивановича Осипова командировали в Чернобыль в июне 1986 года, причем, вместе с техникой. 16 КрАЗов бывшего ПХЗ были задействованы на обваловке реки Припять. Александр Осипов вместе с товарищами сооружал земляной вал, чтобы радиоактивные стоки не попадали в воду. Они же участвовали и в строительстве объекта «Укрытие» (саркофага). Больше всего на этом объекте было водителей. Ведь чтобы непрерывно доставлять необходимое количество бетона, понадобились тысячи грузовиков. В зоне отчуждения, в 16 километрах от Чернобыльской АЭС, в рекордные сроки построили четыре бетонных завода. Александр Иванович с коллегами перевозил с пристани Припятского речпорта щебень и песок на территорию стройплощадки, они как раз строили один из бетонных заводов, в том числе засыпали территорию внутри ЧАЭС, перевозили железобетонные конструкции и другие грузы. Работали в 30-километровой зонe, машины за ее пределы не выезжали.

      В июле 1986 года Александра Осипова сменил коллега из автогаража ПХЗ Леонид Петрук. «Мы должны были работать на тех же машинах, – рассказывает Леонид Антонович, – но они оказались достаточно «грязные» в плане радиации. Поэтому на станции Тетерев, что в 100 км от АЭС, мы получили абсолютно новые МАЗы и были направлены на перевозку бетона. Весь месяц в три смены возили бетон на территорию АЭС под реактор».

     Грузовики, курсировавшие по относительно чистой территории, не имели специальной защиты. Они доезжали лишь до перегрузочной эстакады, находившейся в шести километрах от объекта. Там бетон принимали «грязные» грузовики-миксеры. Их водители работали в обычных спецовках, но надевали респираторы. Эти автомобили доставляли бетон к специальным насосам, направлявшим его в тело саркофага. По сути дела Л.А.Петрук и А.И.Осипов были среди тех, кто начинал строительство объекта «Укрытие». Отработав там по месяцу, больше в Чернобыль они не возвращались.

     А вот Виктор Тимченко, спустя 14 лет после трагедии, еще раз побывал в Чернобыле. В то время он уже работал начальником 5-й колонны АТХ ПХЗ. Машины их предприятия в начале 90-х были направлены в 30-километровую зону для засыпки новых очагов заражения. После развала СССР мародеры начали откапывать загрязненную радиацией технику, которая была захоронена на специально отведенной территории. Вот и пришлось бригаде В.Тимченко засыпать разрытую территорию и огораживать это место колючей проволокой. «Страшно было смотреть на то, как позарастали все дома, улицы и площади когда-то красивого города, как разрослись деревья. Заброшенный пустой город очень впечатлил. В лесу – ягоды, грибы такие красивые, идешь по дорожке, рука так и тянется сорвать, а нельзя всю эту красоту трогать», – рассказывает Виктор Антонович.

     По возвращению домой все три моих собеседника продолжили работать на Приднепровском химзаводе. За участие в ликвидации аварии на ЧАЭС были удостоены наград. А когда в 1994 году Приднепровский химзавод развалился, на его базе были образованы различные специализированные предприятия, там они и продолжили свой трудовой путь. С 2013 года Днепродзержинский химзавод вошел в состав ВостГОКа. Сегодня в автобазе ДХЗ А.А.Тымченко трудится механиком автоколонны, А.И.Осипов и Л.А.Петрук – водителями автотранспортных средств. Леонид Антонович представляет их маленькую первичку участников ликвидации аварии на ЧАЭС в городской организации «Союз Чернобыль Украины» в Каменском. «Сложно сегодня всем, в том числе и ликвидаторам, поэтому и объединяемся, чтобы вместе решать насущные проблемы, – говорит Леонид Петрук. – К сожалению, постоянно пересматривается закон о социальной защите участников ликвидации аварии на ЧАЭС, отменяются многие позиции соцзащиты. Например, ликвидаторов второй категории, каковыми мы являемся, лишили возможности один раз в год оздоравливаться по бесплатной путевке в санатории. По закону Украины пенсия у чернобыльцев должна составлять около восьми тысяч, то есть пять прожиточных минимумов, но такие пенсии получают единицы, остальные – в разы меньше. И этих средств катастрофически не хватает, учитывая, сколько сегодня стоят лекарства. Нам выплачивается так называемая компенсация на питание, которую чернобыльцы называют гробовыми. На сегодняшний день для ликвидаторов второй категории она составляет 204 грн, да и выплату этих средств задерживают. Но ликвидаторы – люди, закаленные временем и судьбой, поэтому духом не падаем. Часто собираемся вместе. Большую работу проводит организация «Союз Чернобыль Украины» Каменского под руководством Николая Николаевича Нещерета, который является также заместителем председателя областной организации. Мы выступаем в подшефных школах, рассказываем детям о тех событиях, хотя никто из моих друзей-ликвидаторов не считает себя героем. Это была командировка в Чернобыль, мы просто выполняли свою работу. Тогда было совсем другое время. Не скрою, некоторые отказывались от таких командировок, но первый десант в Чернобыль уехал, и ребят надо было менять. Нам было по 25 лет, и нас переполнял энтузиазм. А о подвиге никто и не думал».

      Беседовала Татьяна Корсуновская. На фото: слева направо – Л.Петрук, А.Осипов, В.Тимченко.

 

Китайских геологов интересует украинский опыт открытия урановых месторождений

      Ведущий геолог ГП «ВостГОК», кандидат геологических наук Виктор Яковлев в составе группы украинских геологов  побывал в Китайской Народной Республике. Визит проходил в рамках соглашения о сотрудничестве между Институтом геохимии, минералогии и рудообразования им. Н.П. Семененко НАН Украины и Пекинским исследовательским институтом геологии урана. Своими впечатлениями В. Яковлев поделился с читателями «ТС».

      Основная цель поездки, которая проходила с 24 ноября по 2 декабря – участие в научном семинаре на тему: «Ключевые технологические исследования и сотрудничество по разработке оборудования для разведки урана в недрах Кировоградского блока, Центральная Украина».

      - 26 ноября состоялся первый конференц-день, - рассказал В.Яковлев. – Он проходил в городе Чанша, столице провинции Хунань. Это современный мегаполис на 10 миллионов жителей. Тематика докладов участников была разнообразной. Я выступил с тремя докладами, а четвертый представил в Пекине, где проходила следующая секция семинара.

      Доклады В.Яковлева были посвящены его собственным разработкам. В частности, это авторская концепция глубинного геологического хранилища высокоактивных отходов украинских атомных станций; определение причины глобального оледенения планеты Земля в протерозое; обоснование необходимости создания программы защиты украинских АЭС от воздействия катастрофической ударной волны; геологические перспективы шахты «Новая» в Желтых Водах. Доклады геолога ВостГОКа вызвали живой интерес участников семинара, которые задавали много вопросов, особенно по природным процессам формирования урановых залежей.

      - Виктор Михайлович, почему китайские специалисты заинтересовались именно Кировоградским блоком?

      - Месторождения, которые отрабатываются шахтами ВостГОКа, находятся в калиевых гранитах кировоград-житомирского комплекса. Китайские коллеги сейчас интенсивно занимаются бурением калиевых гранитов такого же возраста. Их цель – найти собственные урановые месторождения, аналогичные нашим. Для работы атомных станций КНР приходится покупать готовые тепловыделяющие сборки, при изготовлении которых используется австралийское урановое сырье. Поэтому для китайских специалистов очень важно развивать собственную сырьевую базу. Китай делит с Украиной  близкие 10-е и 11-е места в мире по объемам добычи урана. Но здесь следует учесть, что наша страна гораздо меньше. Китайские коллеги пригласили украинских специалистов для участия в семинаре, чтобы мы поделились знаниями и практическим опытом, который поможет отыскать в гигантских гранитных массивах урановые месторождения. Для нас же особый интерес представляют технологии подземной добычи, горно-шахтное оборудование и приборное обеспечение эксплуатационных работ.

      - Расскажите, пожалуйста, Вы впервые побывали в Китае? Что особо впечатлило?

      - Да, в КНР я был первый раз, поэтому впечатлений много. Удивили масштабы гражданского строительства (тысячи высотных домов вырастают буквально на глазах) и множество скоростных поездов, которые мчатся со скоростью 307 км/час во всех направлениях, причем чаще не по земле, а по бетонным виадукам на опорах или в тоннелях. Мы с интересом посетили живописный национальный природный Геологический парк Данксяшань.

      С профессиональной точки зрения познавательной была экскурсия на Шаогуаньский завод кучного выщелачивания урана. Интересно было увидеть работу буровой бригады, документацию выбуренного керна гранитов, радиометрическое опробование керна. Мы посетили современные лаборатории с новым дорогостоящим оборудованием, расположенные  в Пекинском исследовательском институте урановой геологии. По территории Китая мы преодолели расстояние более чем 1500 км. Разница в климате существенная: на юге - все в цвету, спели бананы и мандарины, а в Пекине - минус 7 градусов и шёл снег…

      - Виктор Михайлович, насколько может быть полезным для нашего предприятия сотрудничество с коллегами из КНР?

      - В Китае производится мощное горно-шахтное оборудование во всём его разнообразии. Один из примеров – современные вертикальные конвейеры для выдачи руды (альтернатива скиповому подъему). В небольших, армированных резиной, металлических ковшах руда выдается на-гора. В Украине подобное оборудование еще не используется. Представляет интерес и дозиметрическая аппаратура, которая разрабатывается в Пекинском институте. Приборы показывают прямое процентное содержание урана в руде. На мой взгляд, они были бы весьма востребованы на шахтах ВостГОКа, поскольку упростили бы работу персонала по сравнению с той аппаратурой, которая используется у нас.

      Виктор Яковлев рассказал, что китайские специалисты готовы изучить возможность и других вариантов взаимовыгодного сотрудничества с ГП «ВостГОК». На май 2020 года запланирована конференция в Киеве и посещение одной из шахт нашего предприятия. Директор Пекинского исследовательского института урановой геологии доктор Ли Жиин планирует  побывать в Желтых Водах. Он очень хотел бы лично встретиться с генеральным директором ГП «ВостГОК» Александром Сорокиным и пригласить его в КНР выступить с презентацией о своем предприятии.

      Подготовила Елена Кубарева

Розділ: